Очень трудно жить на свете человеку с неустойчивой самооценкой! У него ведь как - что - то получается в жизни, сбываются какие - то планы и проекты - и самооценка рраз! и как на качелях подскочила вверх! Мы любим себя, мы любим мужа, мы любим весь мир! Жизнь прекрасна и удивительна! А потом что - то не заладилось - самооценка ба-бах! и резко вниз! Горе мне, горе! Я неудачник! У меня никогда ничего не получится! Я бесполезный член общества! Весь мир против меня! Ненавижу всех! Кто - то пожалел, посочувствовал - самооценка опять вверх! Другой обругал, покритиковал - снова вниз! И ладно бы, влияло это только на перепады настроения, так ведь нет - последствия неустойчивой самооценки мы находим во всех сферах нашей жизни.
В период подъёма нам свойственно предаваться эйфории, мечтать, строить планы, начинать новые, порой рискованные, проекты. В это время мы очень верим в себя, любим весь мир, надеемся на лучшее. Но вот где - то происходит сбой, срыв, отступление от плана - мы падаем в бездну отчаяния, на нас наваливается депрессия и чувство вины. Мы ненавидим себя, а часто и весь мир. Наша неустойчивая самооценка мешает нам во всех, без исключения, сферах нашей жизни:
1. В профессии и вообще в выборе способа зарабатывать деньги (возможно, будь мы немного увереннее в себе, мы бы и работали совсем в другом месте? и на другой должности, и с другой зарплатой? или у нас был бы собственный бизнес?). Неудача порой заставляет нас раньше времени отказываться от некоторых своих целей, которые, возможно, сумей мы преодолеть период временных трудностей, действительно привели бы нас к успеху и к улучшению всей нашей жизни.
2. В отношениях с близкими и не очень близкими людьми. Человек с устойчивой самооценкой меньше подвержен всплескам эмоций, уважительно относится к окружающим и воспринимает их более объективно - замечает их достоинства и недостатки, а значит, и более адекватно строит с ними свои отношения, говорит и действует разумно. Кроме того, такому человеку не надо себя ни с кем сравнивать, чтобы хоть немного "полить бальзамом свои раны", доказав себе, что он лучше, чем кто - то другой. Поэтому отношения с людьми человека с устойчивой самооценкой отличаются доброжелательностью, искренностью, открытостью, и приносят гораздо больше позитива и удовлетворённости.
Наверное, не для кого в наше время уже не секрет, что закладывалась наша самооценка в нашем детстве. Мы уже обсуждали, что родители наши совсем не хотели "испортить нам жизнь", всё это получилось ненамеренно. А вот себе, как родителям, на заметку надо взять обязательно - чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не подорвать устойчивую положительную самооценку наших детей:
1. Не смешивайте личность ребёнка и его поступки. Принимать и любить ребёнка надо безусловно, полностью. Выражать своё неодобрение можно только его поступками (только не переборщите и с этим - неодобрением поступков). Ни в коем случае : "Сегодня воспитательница в садике опять жаловалась на тебя! Не люблю такого плохого мальчика, мне за тебя стыдно!", правильно "Воспитательница сказала, у тебя сегодня в садике были проблемы? Расскажи мне, что случилось, давай вместе подумаем, мог ли ты поступить иначе?", ни в коем случае: "Ты так плохо учишься! Мне не нужен такой сынок!", а "Как же я тебя люблю! Мы обязательно справимся со школьными проблемами вместе!"
2. Никогда не с кем не сравнивайте своего ребёнка, ни мысленно, ни вслух!
3. Не давайте оценок ребёнку, ни хороших ни плохих, просто выражайте СВОЁ мнение о его ПОСТУПКАХ " Я сегодня была так рада, когда увидела твой рисунок на выставке", "Я очень расстроилась вчера на собрании в школе, когда узнала, что ты не слушаешь на уроках"
4.Не пытайтесь манипулировать ребёнком, стараясь вызвать у него чувство вины! "У меня разболелась голова, когда я узнала, что ты сегодня натворил". "Бабушка попала в больницу из-за твоего безобразного поведения".
А что же делать нам самим, как сделать свою самооценку более устойчивой?
Во - первых, как я уже не раз говорила, надо учиться себя любить и принимать. Мы никому не должны ничего доказывать - на сколько мы хороши.Мы хороши, даже прекрасны уже самим фактом появления на свет! Богу было угодно, чтобы мы родились, значит, в этом есть некий высший смысл! Каждый из нас индивидуальность, личность, каждый из нас уникален! Этого вполне достаточно для того, чтобы себя любить, принимать во всех своих проявлениях и даже собой гордиться! Каждый человек - прекрасен! Уникален! Неповторим! Каждый обладает индивидуальными, присущими только ему задатками, способностями, уникальным опытом и взглядом на мир! И это просто здорово, это прекрасно! Полюбите и примите себя, полюбите и примите других! Вы даже не представляете, как изменится к лучшему ваша жизнь! Если вам трудно сразу полюбить себя безусловно, если в вас очень крепко вдолбили то, что любят только "за особые достижения", то убедите себя, что этих достижений у вас уже очень - очень много, проделайте наше упражнение № 2 . Вообще, для того, чтобы острее ощущать свою удовлетворённость жизнью, старайтесь почаще заниматься делами, в которых вы чувствуете себя успешной. Здорово, когда чувство удовлетворения вам приносит работа, отношения с близкими, домашние дела, ваше хобби!
И ещё один момент - измените своё отношение к неудачам. Ошибаются все. Но кто - то после этого опускает руки и бросает начатое дело, а кто - то извлекает из ошибок ценные уроки. Кого - то неудачи делают сильнее, а кого - то страх ошибиться загоняет в угол и делает пассивным. Не надо бояться неудач, они обогащают наш опыт. Любая неудача - это новый шаг , это новая ступень развития. Неудача - это возможность остановиться,оглядеться, задуматься, проанализировать. Возможно, вы найдёте более удачное решение, более удобный путь, переоцените то, что уже сделано. Может быть, надо приобрести ещё немного теоретических знаний по вопросу, а может быть, вам просто надо больше практиковаться! А иногда необходимо просто отдохнуть, дать себе передышку! Не позволяйте неудачам надолго выбивать вас из колеи. Помните - "не ошибается только тот, кто ничего не делает!" и ещё : У вас всё получится, я точно знаю!
Подписываюсь под каждым словом.Очень правильно,Наташа.
ОтветитьУдалить"Во - первых, как я уже не раз говорила, надо учиться себя любить и принимать. Мы никому не должны ничего доказывать - на сколько мы хороши.Мы хороши, даже прекрасны уже самим фактом появления на свет"-эти слова, но на свой манер я говорю очень часто.Люди не понимают что,если они не полюбят СЕБЯ их тоже никто не сможет любить, они полноценно не смогут любить других.
"Люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19:18).
Ежели ты сам себя не любишь, как же ты полюбишь окружающих?...если ты не умеешь любить..
Веруня, спасибо! Для меня всегда очень важно твоё мнение! Постоянно встречаюсь (реально и виртуально) с молодыми женщинами, часто это молодые мамы, которые очень-очень неуверены в себе (и я такой была лет 15-17 назад), я знаю, как тяжело жить с такой неустойчивой самооценкой и стараюсь их всячески поддерживать!
ОтветитьУдалитьСпасибо , очень полезная информация. Действительно ,очень много комплексов из детства , поэтому своих детей настраиваю только на успех .И даже если не все получается , я им всегда говорю ,что мы научимся и все сможем .
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо,что высказали своё мнение. Я всегда, бывая на вашем блоге, радуюсь за ваших девочек-какая у них мудрая мама!
ОтветитьУдалитьНаталья, а бывают ли люди со всегда одинаково высокой (устойчивой) самооценкой (одинаков ли смысл у этих слов)? Нормально ли это? :) Или все зависит от некой градации этого самого сомнения в себе и своих силах?
ОтветитьУдалитьПо поводу "правильных" нюансов в воспитании детей раньше тоже читала... но на практике не всегда получается, прямо таки шаблонно с языка пытаются слететь фразы типа "вот смотри этот малыш слушается маму, спит уже, съел все... и пр.". Наши родители видимо не смотря на св.любовь ни о чем подобном не слышали...
Скажите Вам ваших дочерей удалось воспитать в по правилам устойчивой самооценки?
Ольга, спасибо за два отличных вопроса.Люди с устойчиво высокой самооценкой бывают,их очень много среди людей, добившихся успеха в профессии - учёных, людей искусства.Но и среди людей не такого "высокого полёта" сейчас становится всё больше людей самодостаточных,уверенных в себе, и это очень важно для развития общества в целом.Люди с устойчиво высокой самооценкой приветливы и доброжелательны,но не заискивают и не боятся общаться,хотя имеют собственное мнение,часто отличное от мнения окружающих.Они уважают других людей и общаются на равных с любым человеком.Эти люди влюблены в жизнь,они умеют видеть в ней красоту, радость,возможности самореализации.Как правило,они успешны в одной или нескольких сферах(профессии,воспитании детей, домашних делах,хобби) и умеют радоваться своим достижениям.Я писала о таких людях в двух статьях "Истинно здоровая личность" и "Принцип Поллианны" часть 1.
ОтветитьУдалитьОльга,я очень счастлива,что о необходимости уважать личность ребёнка я узнала до рождения детей и приняла эту позицию сразу и целиком.Моя старшая дочь имеет очень высокую самооценку,она успешна в учёбе,у неё длительные и стабильные отношения с хорошим молодым человеком, много подруг.В школе она была участницей всех интересных событий.Она добрая, отзывчивая, весёлая,энергичная.Когда я её воспитывала,я встречала очень много недоумения со стороны знакомых"Неужели тебе не хочется на неё прикрикнуть,нашлёпать?".Но я на все ситуации умела "посмотреть её глазами",понять,чем вызваны её действия,которые мне не нравятся.И это помогало на них правильно реагировать. С младшей дочерью было сложнее,потому что была сложнее финансовая ситуация и мои отношения с мужем (он уехал в другой город заниматься карьерой,а я осталась с двумя детьми и его шестнадцатилетней сестрой,как раз умерла свекровь(папы не было) и заботы о девочке легли на мои плечи.Зарабатывать у мужа не получалось, я вышла на неполный день,когда Маше было 5,5 месяцев. Сложная ситуация,я была близка к депрессии,и просто не было сил много внимания уделять её развитию.Когда Маша пошла в школу,она была сначала не очень успешна,и с мужем опять были проблемы, я думала, что семья распадётся,опять почти депрессия.Поэтому на Машину неуспешность я реагировала не очень правильно- переживала,волновалась,и ей передалась моя тревога.Несколько лет Маша говорила "Я глупая, я не могу хорошо учиться",хотя я этого не говорила никогда,но она видела,как успешны другие дети в классе и это её ранило. Но я человек очень упорный, и мы с Машей старались, я помогала с уроками до 4 класса.Большим препятствием было то, что она возвела такую защиту "Ненавижу школу,не хочу туда ходить!".Но ходила всё равно,и уроки делала,хотя успехов не было.Мы начали заниматься с репетиром по английскому(у нас английский 5 раз в неделю). Я хвалила за малейшее достижение,помогала во всём! Потихоньку происходил перелом,Маша "поворачивалась" к школе.Сейчас она в седьмом, в триместре одна тройка - по физике,классная руководительница говорит: "Маша так изменилась!".Я счастлива,но всегда есть,куда двигаться. Мама всегда должна быть на стороне ребёнка,особенно в случае его неуспеха.
ОтветитьУдалитьНаталья! Вы бесспорно правы - правы во всем!!! Самооценка очень важна. Я в детстве на себе испытала все эти сравнения с другими детьми и своим девочкам подобного не желаю. Хотя, признаюсь, очень и очень трудно быть всегда в правильном видении ситуации, когда в жизни сталкиваешься с трудностями. Но я ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ стараюсь!!!
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо! Для меня самое главное - чтобы меня услышали мамы! Ведь сегодня мы закладываем будущее наших детей и будущее нашего государства.Какие люди будут в нём жить - обиженные, обозлённые или добрые, спокойные, уважающие себя и других?
ОтветитьУдалитьНаталья, здравствуйте! Оч рада нашему знакомству - столько полезного нахожу для себя у Вас в блоге! Спасибо за развернутые и откровенные ответы в этой статье! И все же, не помню как дословно говорилось, но у тех же великих - "нужно всегда сомневаться в себе... " или что-то подобное..
ОтветитьУдалитьИ еще Вы пишите: "Когда я её воспитывала,я встречала очень много недоумения со стороны знакомых"Неужели тебе не хочется на неё прикрикнуть,нашлёпать?".Но я на все ситуации умела "посмотреть её глазами",понять,чем вызваны её действия,которые мне не нравятся.И это помогало на них правильно реагировать." КАК И ЧТО ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ, ЧТОБЫ БЫЛО ТАК КАК ВЫ ОПИСЫВАЕТЕ?
Оля, я согласна, сомнения в себе - это источник личностного роста. Вопрос в том, насколько нас эти сомнения поглощают и не заставляют ли они нас "буксовать на месте".Знаете, мне кажется, не сомневаются в себе только люди с необоснованно завышенной самооценкой, этакие "нарциссы", это тоже идёт из детства - или ребёнком через чур любовались, или, наоборот, "гнобили" и сейчас человек так это старается компенсировать. Норма - она посередине.
УдалитьОльга, спасибо! Я собираюсь посвятить несколько постов в своём блоге "подготовка к школе - легко и радостно" отношениям мамы и ребёнка, сейчас много читаю "мамских" блогов и нарастает возмущение - как мамы не понимают своих детей! Пока рекомендую вам список книг на том блоге, начните с Тимошенко и Леоненко, там есть все ответы. А если кратко - ребёнок что-то "натворил", прежде чем отреагировать, спросите себя "а почему?". "Почему ребёнок это сделал?". Чаще всего "неприятности" происходят из - за того, что у ребёнка ещё МАЛО ОПЫТА, он не понимает, к чему приведут его действия. Мама должна заранее предвидеть, что может произойти.Именно по этому мудрые мамы и отмечают, что материнство - это труд, огромный труд, и не стОит на себя вешать ещё кучу других обязанностей. Ребёнок приобретает опыт, осваивает мир предметов и мир людей, ошибки и неудачи здесь неизбежны.Поэтому и должна быть рядом понимающая мама, которая СПОКОЙНО всё ОБЪЯСНИТ. Наказание не решает никаких проблем, ничему не учит, воспитывает страх. Произошла неприятность? Во - первых, ребёнок и сам видит последствия своего поступка, это очень нужный негативный опыт.Во-вторых, мама должна объяснить, почему, что ребёнок сделал не так.Но объяснить СПОКОЙНО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы у ребёнка не возникло сопротивления и он захотел усвоить опыт.Вот почему на воспитание детей нужно много времени.Нашлёпать по попе - быстро, но бесполезно.Объяснять - долго (а может, понадобится и не один раз!). но только это может научить! Ольга, присылайте мне на электронную почту или в коомментариях к блогу про подготовку к школе конкретные ситуации, мы их разберём" Если хотите анонимно - шлите на почту.
ОтветитьУдалитьСпасибо за ответы! :) по поводу подготовке к школе - нам пригодиться но позже...
ОтветитьУдалитьДочери около трех лет :) Тем не менее рада буду заранее подготовиться к этому вопросу!